Наивное искусство марионеток

Оказывается, искусство, поднаторевшее в протокольной точности, не устраивает нас больше. Нет, у него не все потеряно. Однако формы самой жизни при художественном ее воссоздании теперь не столь надежны, как во времена Бальзака, Диккенса, Флобера. Одним из проявлений творящего гения народа является наивное искусство. Этот термин получил права гражданства совсем недавно. Западноевропейские искусствоведы употребляют термин примитивисты. Но он, на наш взгляд, несколько смещает акцент и менее точно передает суть дела. В произведениях наивного искусства соединилось и непосредственное видение стихийного коллективного художественного мышления и индивидуальное мастерство художников из народа. Дело не только в том, что наивные художники не получили профессионального образования. Дело скорее в том, что они идут непосредственно от первооснов народного художественного мышления на первых стадиях его развития. И мы с этими художниками как бы заново проходим этот путь. Кроме того, искусство примитивистов продолжает питать профессиональное искусство неожиданными находками и даже принципами. Из произведений наивного искусства наиболее интересны нам, пожалуй, только два памятника. Один - это марионетки, первые артисты Мордовского республиканского театра кукол; другой - куклы Анны Морозовой из Горьковской области. Марионетки, найденные нами, относятся к произведениям, в которых соединились несколько функций. Чтобы рассмотреть их, обратимся к некоторым вопросам истории культуры и, в частности, к увеселениям на русских ярмарках - театрам, куклам, балаганам. В свое время много бранных слов было сказано о ярмарочных балаганах. И балаган даже превратился в термин, обозначающий самое низкопробное искусство.


 (голосов: 0)