Театр кукол

Это обстоятельство привело к тому, что мы утратили весьма интересные материалы в обширной области, может быть и не чисто народного, но, во всяком случае, очень часто весьма демократического искусства, близко стоящего по своим особенностям к народным промыслам. Конечно, не все в этом искусстве было интересным, не все относилось к искусству. Но ведь и задачи у него были скромные. Это, во-первых. А, во-вторых, и это не менее важно, какая-то сумма приемов была, и, несомненно, что-то было воспринято и от скоморохов, и от вообще народных обрядовых и карнавализованных игрищ. Ведь лубок мы не ставим рядом с Рафаэлем. Но это не мешает нам высоко ценить и то и другое за их достоинства. Бесспорно, и это показано во многих исследованиях, что Петрушка, и его драматургия, особенно бесцензурные импровизации, наукой относятся к искусству. К настоящему народному искусству, в котором столь своеобразна пластика. Точно так же, сравнивая, скажем, романскую пластику со скульптурой Возрождения, не трудно отнести первую к варварской. Но в ней живет то подлинно народное, что позволяет устоять на ногах и ученому искусству. Обычно в народном искусстве, так вольно изливающемся на ярмарках, большое место занимал вместе с каруселями (народная резьба коней, медведей, украшения из стекляруса и т. д.) и цирком кукольный театр и петрушек, и марионеток. Это было очень своеобразное искусство. Однако во второй половине XIX века он стал медленно сходить со сцены, умирать (как вымерли одно время самовары). Но вот, оказывается, театр кукол не только не умер, но зажил новой и очень содержательной жизнью. Как отмечают, сейчас он переживает эпоху возрождения, точнее, нового рождения. Несколько слов о превратностях истории марионеток. Популярное в народе искусство церковь хотела приспособить к своим нуждам. Это не удалось. А куклы живут и по сей день в народе. Любили кукол в древней Греции, где они разыгрывали в оркестре настоящего театра пьесы Аристофана. В Риме театр кукол принял на свою сцену комедию - импровизацию ателлан, зачастую политического характера, предшественницу итальянской комедии масок.


 (голосов: 0)