Создание головок кукол

Куклы с помощью ниток, прикрепленных к коромыслу, двигались (выступали) на небольшой сцене, приподнятой над полом на 60-70 сантиметров, со своим полом, затянутым черным бархатом и таким же задником. Спереди сцена, ее размер 200X100 см, затянута крупноячеистой сетью из черных нитей. Это скрывало тайну управления куклой, и она казалась вполне самостоятельной - как живая. Наибольшего умения и смелости (пластической и живописной) требовали от резчика голова и лицо куклы. Именно оно и представляет собой наиболее выразительную часть и несомненную пластическую ценность. Это подтверждается и тем, что голова в духе народных традиций, непропорционально велика, правда, не у всех кукол. Во всех типах головок и всей куклы исходным материалом является небольшой ствол липы, диаметром до шести сантиметров. По пластическому исполнению головы куклы отчетливо делятся на две группы: собственно скульптурные и пластические. Как известно, понятие скульптура в узком смысле это создание произведения по принципу отнимания, отсекания материала, лишних его частей (дерево, камень) понятие пластика (или ваяние)- создание произведения путем прибавления материала (глина, пластилин). Приказчиков при создании головок кукол пользовался обеими этими методами, но по-своему. Одну группу кукол он создал по принципу скульптуры: наездница, каучук, старик, жонглер. Вторую же группу он только начинал как скульптуру. Доводилась же она прибавлением материала. Кроме того, головы кукол делятся еще на две группы. В первой сохранен блок деревянного цилиндра, и в нем выбраны глазницы, вырезаны губы. Во второй же группе резчик довольно отчетливо исходит из четырехгранного деревянного блока, закругляя лишь затылок. Лицо выполнено всего лишь в трех планах (вместо четырнадцати по А. С. Голубкиной): два боковых, левый и правый, обобщающих по три плана, и один передний, обобщающий восемь планов.


 (голосов: 0)