Скульптура Спаса

Расцветка имеет своим назначением передать основной богословский смысл: покорность перед страданием. Но она-то и не выполняет этой своей функции, потому что пластика произведения оставляет за собой привилегию иносказания о заботах обыкновенного крестьянина. Но самое интересное и выразительное - это жест руки. Каждый раз резчик передает не столько страдание, сколько отношение к этому страданию. Доминанта чувства - страдание невинного. Страдание за свои убеждения, отличные в данный момент от общепринятых, от окружающего здравого смысла. Человеку больно физически - на теле ярко выписанные багровые рубцы от удара бичом. Но это мы воспринимаем как символ, как знак, необходимый для канонического прочтения. Самое же главное - в жесте правой руки. Ее положение по отношению к щеке и голове достаточно красноречиво: это не само страдание, а размышление по поводу отношения к нему, избиваемому. Так и кажется, что Христос здесь кем-то подменен. Этот кто-то горестно размышляет: что же произошло, почему зло празднует победу? Зло осознанное, зло-месть, зло-наказание за то, что посягнул на власть здравого смысла, усомнился в том, в чем сомневаться не полагается. Пластика очень тонко передает недоумение узника. Никак он не может представить себе, что люди, которым он нес добро, так не поняли его намерений, так легко поддержали власть здравого смысла. В Пермской галерее эту группу памятников называют Мыслители (по намеку на роденовского мыслителя). А вот в Литве - это Озабоченный. В нашей же коллекции они носят более эмоциональный характер и их точнее назвать Опечаленные. Каждый из последующих Спасов сильно разнится от последующих и предыдущих. Так, например, есть Спас совсем небольшого размера - всего 35 сантиметров высотой (вспомните описание мордовского идола, он тоже 35 см!). Пластическое решение образа как будто совершенно канонично. Но именно малая пластика отвлекла резчика от детализации, и он обратил внимание лишь на общее.


 (голосов: 0)