Рельефы

Пластическая одаренность народа, однако, в новых условиях имеет и другие возможности для своего выхода. Об этом говорят выставки самодеятельного искусства. На них в течение многих десятилетий внимание зрителей и специалистов привлекали работы резчика по дереву А. Ф. Никонова, уроженца Ичалковского района. Его отец в свое время был резчиком по дереву и работал по заказам: резал иконостасы. Он и сыну передал любовь к обработке дерева и приемы резьбы. А. Ф. Никонов выступал главным образом с работами, которые представляли собой известный парафраз либо живописного произведения, либо исторической фотографии. Он режет в дереве картину В. А. Серова В. И. Ленин в рабочем кабинете, потом переводит в дерево известную фотографию семьи Ульяновых и портрет Володи Ульянова в детстве. Кроме того, Никонов обращается и к национальным мотивам. Так, он режет рельефы Эрзянка и Мокшанка, отдает дань сказочным сюжетам Баба яга, Леший, бытовым темам - Мордовская свадьба. Эти произведения привлекают внимание высокой техникой исполнения и довольно значительной точностью передачи сюжета или внешних портретных черт. Рельефы его, выполненные профессионально, легко читаются и хорошо выражают избранную тему. Так, в Мордовской свадьбе Никонову удалось передать своеобразную атмосферу веселья, некоторые особенности быта и особенно костюмов. Резчику удаются и характеры персонажей, причем все это достигается именно пластическими средствами. Наиболее удачным оказался рельеф по картине В. А. Серова. Это произошло и потому, что в ней самой заложены богатые пластические возможности и потому, что проявились способности резчика. Но Никонов никак не переосмысливает материал, и он в. его произведениях выступает во всей своей первозданной красоте. Значительно реже, как уже отмечалось, Никонов выступает как самостоятельный резчик, оставаясь по манере исполнения все же точным и добросовестным исполнителем.


 (голосов: 0)