Сортировать новости по: дате новости | популярности | посещаемости | комментариям | алфавиту

Четыре граненые куклы

Усы и борода, полагающиеся старику, сделаны весьма условно. Костюм на кукле крестьянский. Четыре граненые куклы, пожалуй, наиболее близки к романтическим представлениям, рожденным дешевенькими романами. Вместе с тем в облике этих кукол явно просвечивают и представления поэтические о мужской красоте. Вот, скажем, еще один жонглер, который управляется с бочкой. Он наделен поистине романтической внешностью - благородной и поэтичной. У него брови четко отделены от глазных впадин и, конечно же, соболиные. Глаза, вырезанные кружочком, выразительны своей осмысленностью, сдержанной и строгой. У куклы сделана прическа, она даже подрезана надо лбом и, таким образом, пластически подчеркнута, пропорционален план от носа до подбородка, благороден бледный, слегка розоватый цвет щек с легким (лихорадочным) румянцем. Так и кажется, что резчик видел перед собой в момент создания куклы кого-то из своих коллег, заболевшего от непосильного труда и унижений. В отличие от других кукол в этой даже есть какой-то подтекст. Он не был целью резчика, он просто так сложился непроизвольно. Рядом с каучуком гимнаст на лестнице выглядит менее импозантно. Зато у него так любимый публикой романтический вид молодого человека со значеньем во взгляде, романтизм без утяжеляющего подтекста. Важно, что не обыденный, что необычный вид. У марионетки неподвижная голова, и это придает своеобразный оттенок всей кукле. Вместе с предыдущей она заставляет вспомнить о мотиве марионетки в народной смеховой культуре (М. М. Бахтин) и в романтическом гротеске, мотив, связанный с представлением о чуждой силе, управляющей людьми. Номер с лестницей, который выполнял гимнаст, выглядел довольно сложно: кукла поднималась со ступеньки на ступеньку и на самом верху делала стойку на кистях. Затем спускалась и уносила лестницу.

Наездница

Целостность деревянного блока не нарушена, и поэтому и подбородок, и щеки в одной плоскости в одном плане. И это придает голове ощущение воли, твердости, уверенности и располагает к себе. Костюм у гимнаста малиновый, шелк, стеклярус. От всего облика куклы так и веет жизнерадостной уверенностью, силой и здоровьем. Жонглер антипод очень своеобразен своим несколько вытянутым лицом, огромными широко открытыми глазами с ярко обозначенными ресницами. Глаза сделаны предельно просто: посреди белого поля глазного яблока поставлена черная точка. Тут и радужная и зрачок - все вместе. Серьезность, но не значительность, сосредоточенность, но не отрешенность - все это объединено в образ простоватого исполнителя в общем-то не очень смертельного номера. Особенно интересно наблюдать различие кукол при сравнении. Наездница - кукла самая маленькая по размеру, всего 25 сантиметров высотой. Она обладает каким-то притягивающим взглядом. Резчик-живописец сделал даме голубые глаза, отметил точечкой зрачок, дал румянец буквально во всю щеку, маленький (женский!) рот, брови, конечно, в разлет-и перед нами женский образ в интерпретации наивного художника. В нем просматривается известный пиетет к женственности, восходящей к образу матери. Четвертая круглоголовая кукла - пляшущий старик. Он был в паре с бабой, но она не сохранилась. Пляшущий старик отнюдь не весел, хотя резчик и живописец старался придать ему более веселый вид. Он открыл рот, показал зубы, что должно свидетельствовать об улыбке. Но ее не получилось. Старик серьезен, и поэтому, очевидно, его пляска в известный момент выглядит как ритуальная. Сделанные по-другому, в отличие от предыдущих кукол, глаза-веки светлые, нет черного контура, зрачок не подчеркнут - создают впечатление значительности и человечности всего происходящего.

Роль раскраски кукол

Черные контуры по нижнему и верхнему веку - это могут быть и следы выбитых когда-то в камне или вырезанных в дереве глаз идола, в том случае просто обозначенных, намеченных. По-своему выразительных. Роль раскраски кукол весьма определенна. Она должна передать некую исключительность артиста, значительность его номера (который делает кукла), известную трудность его исполнения. Рассмотрим марионеток по отдельности. Возьмем группу круглоголовых. Наиболее совершенная и интересная кукла - каучук. Она значительно больше других - 35 сантиметров высотой. В отличие от других у куклы подвижна голова, она наклоняется вперед и назад, кукла может сгибаться в поясе. Это дает возможность делать такие сложные (для куклы) и очень похожие на человеческие упражнения, как мостик (назад прогнувшись), и создавать иллюзию гибкого и тренированного тела гимнаста. Вероятно, именно вот такая кукла, обладающая возможностями больше других, и создавала иллюзию особой угловатой пластики, особого обаяния, которые испугали когда-то отцов церкви своей дерзостью похожести на бога и, главное, возможностью сотворить такого бога. Выражение лица марионетки каучук приветливое в отличие от других, мрачновато-торжественных. А достигается это очень простыми средствами: резчик-живописец чуть приподнял уголки губ. Но, разумеется, расцветка головы выполнена по стереотипу: подчеркнуты брови, обведены черным контуром веки, пробелены глазные яблоки. На щеках привычный румянец. Он, правда, на этот раз не так ярок и не напоминает яблоко. Лицо приветливое. Может быть, потому, что голова более пропорциональна по отношению к высоте куклы. Выполнена голова резчиком как круглая скульптура. Накладной только нос.

Детали для куклы

Грань между этими тремя планами четко обозначена, хотя и завалена. Заметим сразу же, что этот принцип смело развила и довела до виртуозного исполнения Л. М. Давыдова-Медене. Среди круглоголовых кукол есть одна с приветливым выражением лица. Это - каучук. Наездница и жонглер с бочкой в этом отношении почти не отличаются от второй группы (граненых), но зато не так романтически выглядят. Что же касается китайца, то лишь высветленные зубы да типичная шляпа говорят о том, что это китаец. Голова куклы, созданной по принципу пластики (прибавлением материала), напоминает одновременно и рельеф. Представьте себе яйцевидную форму, разрежьте ее пополам. На плоскость вверху (широкую часть) прибавляется лоб с глазными полукружьями, сами глаза (либо круглые, либо овальные), нос и даже усы с нижней губой. Каждая деталь выполнена для каждой куклы, но все же они носят обобщенный характер. И лишь раскраска придает голове то или иное выражение. Затем голову грунтовали и раскрашивали только масляными красками. Точнее - обозначали глаза, брови, румянец. Появлялась своеобразная маска-характер, соединяющая в себе и типологически общие приемы наивного искусства и обнаруживающая каждый раз новое лицо, новый характер. Резчик таким образом превращался в живописца. Он выделял (как в фольклоре) главное: большие глаза с пристальным взглядом, румянец во всю щеку. Заметим, кстати, что прием раскраски глаз черный контур по векам - применяется и сейчас в косметике, как и в древнем Египте. Рассматривая головы кукол, невольно ловишь себя на мысли о том, что сквозь эти черты проступает какое-то отдаленное сходство, типологическая общность с идолами. Может быть, с истоками творчества, наивными и бесхитростными истоками.