Сортировать новости по: дате новости | популярности | посещаемости | комментариям | алфавиту

Создание головок кукол

Куклы с помощью ниток, прикрепленных к коромыслу, двигались (выступали) на небольшой сцене, приподнятой над полом на 60-70 сантиметров, со своим полом, затянутым черным бархатом и таким же задником. Спереди сцена, ее размер 200X100 см, затянута крупноячеистой сетью из черных нитей. Это скрывало тайну управления куклой, и она казалась вполне самостоятельной - как живая. Наибольшего умения и смелости (пластической и живописной) требовали от резчика голова и лицо куклы. Именно оно и представляет собой наиболее выразительную часть и несомненную пластическую ценность. Это подтверждается и тем, что голова в духе народных традиций, непропорционально велика, правда, не у всех кукол. Во всех типах головок и всей куклы исходным материалом является небольшой ствол липы, диаметром до шести сантиметров. По пластическому исполнению головы куклы отчетливо делятся на две группы: собственно скульптурные и пластические. Как известно, понятие скульптура в узком смысле это создание произведения по принципу отнимания, отсекания материала, лишних его частей (дерево, камень) понятие пластика (или ваяние)- создание произведения путем прибавления материала (глина, пластилин). Приказчиков при создании головок кукол пользовался обеими этими методами, но по-своему. Одну группу кукол он создал по принципу скульптуры: наездница, каучук, старик, жонглер. Вторую же группу он только начинал как скульптуру. Доводилась же она прибавлением материала. Кроме того, головы кукол делятся еще на две группы. В первой сохранен блок деревянного цилиндра, и в нем выбраны глазницы, вырезаны губы. Во второй же группе резчик довольно отчетливо исходит из четырехгранного деревянного блока, закругляя лишь затылок. Лицо выполнено всего лишь в трех планах (вместо четырнадцати по А. С. Голубкиной): два боковых, левый и правый, обобщающих по три плана, и один передний, обобщающий восемь планов.

Функция кукол

Перед нами наездница - что за цирк без лошадей и наездников! Она же и жонглер - что за наездник, если он не умеет жонглировать! Потом каучук, или человек без костей, - так обыкновенно называли в цирке артистов этого жанра. Затем гимнаст на лестнице, антипод (жонглирует ногами). Роль клоуна выполнял китаец с петухом. Непременные участники представления - пляшущие старик со старухой. Выезжал в этом представлении кто-то на свинье. В этом номере явный переклик с популярным номером знаменитого клоуна Владимира Дурова. Как рассказала Людмила Федотовна Махотина, Приказчиков резал своих кукол по памяти, пользуясь, очевидно, своими многолетними наблюдениями на ярмарках. Резал кукол и сын М. Н. Махотиной - Виктор Федотович Махотин, артист цирка и художник. Он создавал своего Петрушку, пользуясь и готовыми образцами, и иллюстрациями в книге. Напомним, что куклы эти прежде всего создавались для театра и их главная функция - актерская. Резчик был одновременно и механиком, и живописцем: кукла должна была легко двигаться и уметь выполнять определенные цирковые номера и даже трюки. Но и голова куклы имела значение для успеха всего номера и требовала от резчика пластической одаренности. Важное место в создании облика артиста играл костюм. Каждый из костюмов - цирковой - яркий, не похожий на бытовую одежду, непременно из шелка, атласа, даже бархата или с отделкой из бархата, украшенный блестками и стеклярусом. Костюм, разумеется, несет и конструктивную функцию: он скрывает механизм движения кукол. Сочленения (суставы) рук и ног выполнены просто, экономно, каждое из деревянных и фанерных сочленений и гвоздика, но действуют до сих пор безотказно.

Великая Октябрьская революция

Среди них и фотография с автографом Анатолия Дурова, брата знаменитого русского клоуна, артиста цирка. Где-то рядом ездил со своим пяташным цирком (вход за пятак) другой уроженец Саранска Иван Васильевич Приказчиков (1852- 1932). В те годы - дальние, глухие,- когда ни о каком профсоюзе для комедиантов и речи не могли вести, состарившемуся артисту цирка не на кого было рассчитывать. И он вынужден был продолжать работать, но переходил к менее требовательному к силе и ловкости искусству. В том числе и к искусству театра кукол. Так все и произошло с И. В. Приказчиковым и старшей дочерью Мартынова - Марией Николаевной Махотиной (1879-1952). Когда же совершилась Великая Октябрьская революция, и Махотина, и Приказчиков решили снова вернуться к родному искусству, но уже в качестве учителей, наставников. В конце 20-х годов и принялся И. В. Приказчиков по просьбе Марии Николаевны резать кукол для театра. Он сделал целую труппу марионеток. Костюмы для них шила и одевала артистов М. Н. Махотина. Так, с середины 20-х годов и несли свою службу эти куклы, хотя и не были так знамениты, как их итальянский коллега Буратино. В середине 30-х годов М. Н. Махотина, к тому времени уже бабушка, приехала со своими детьми в Саранск, на родину родителей. И здесь вместе с дочерью Л. Ф. Махотиной в 1935 году создала кукольный театр, здравствующий и поныне. Передав, таким образом, в надежные руки государства традиции народного театра. Первыми его артистами и были найденные ныне марионетки и Петрушка. Такова вкратце история создания и появления в Саранске уникальных кукол-марионеток. Но они связаны с Мордовией не только тем, что их сделали уроженцы этих мест. Что же представляют собой эти куклы, яркое свидетельство наивного искусства и первые артисты нашего кукольного театра?

Потребительная стоимость

А эти предметы имели не только вид товара, но и несли какую-то эстетическую функцию. Потребительная стоимость включала и тогдашний дизайн. И мастера народных ремесел могли здесь людей посмотреть и себя показать, и покупатели, глазеющие на товары, тоже уносили с собой, если денег не было, образ, впечатление. Ну, конечно же, свою лепту в формирование настроения и представлений о прекрасном вносили и цирк, и карусель, и балаган, и даже театр. В архиве Л. Ф. Махотиной сохранилась уникальная фотография внешнего вида такого театра - театра Николая Мартынова - с труппой у входа. Конечно, было бы очень интересно проанализировать программу такого театра, но мы почти не располагаем материалами. И поэтому продолжим рассказ о марионетках. Николай Мартынов приглядел в Саранске в семье старожилов Торчиковых себе невесту. Сохранилась фотография и счастливых супругов, сделанная, кстати сказать, в Пензе: на обороте надпись - Живопись и фотография братьев Макаровых, на Рождественской улице. Собственный дом в Пензе. У Мартыновых все три дочери - Мария, Лидия и Анфиса пошли по стопам отца, стали артистками цирка, ходили проволоку, работали каучук, шар (помните у Пикассо Девочка на шаре?), декламировали, ставили пантомимы. Жизнь провинциального артиста в царской России достаточно хорошо описана, положение же цирковых артистов, еще не нашедших своего бытописателя, было еще приниженней. Как водится обычно у артистов цирка (даже до настоящего времени), они объехали с гастролями все ярмарки Поволжья от Костромы до Саратова. Десятки фотографий сохранили нам облик, костюмы и некоторые характерные жесты артистов тех времен.