Сортировать новости по: дате новости | популярности | посещаемости | комментариям | алфавиту

Проблемы сторон развития поэтики народных промыслов

Всем хорошо известны мельцанские матрешки, создаваемые в промкомбинате по эскизам, разработанным профессиональным художником Е. И. Родионовой и самодеятельным художником В. М. Кафтайкиной. Встает вопрос о создании народных промыслов на основе опыта теньгушевских искусниц вязанья и мордовской народной игрушки в Кочкуровском районе. В связи с этим автор ставит ряд теоретических вопросов, касающихся принципиальных проблемных сторон развития поэтики народных промыслов. Тесно связывая их с предысторией и находя выходы в современность. Ставит, в частности, проблему традиции и новаторство. Что же касается предыстории народных промыслов, то это, по существу, рассказ или исследование собственно народного искусства. Его часто называют наивным. Судя по тому, что памятников этого искусства сохранилось немного, удел наивного искусства довольно трагичен. Оно по сути дела стало передатчиком некоторых принципов пластики. Ведь каждый памятник этого искусства дает яркое представление о силе выразительности и содержательности народного искусства. Таким образом, самым главным стимулом этого исследования оказалось само искусство неведомых резчиков старины и современных умельцев - сама деревянная скульптура. Тем более, что только что обнаруженные деревянные куклы-марионетки, подлинный шедевр наивного искусства, мордовские куклы Анны Морозовой говорят, что традиции не умерли, они продолжают питать пластику современных народных резчиков. Таким образом, нам представляется возможность проследить развитие этого искусства на довольно продолжительном отрезке времени. Не менее значителен и такой аспект проблемы, как связь языческой мифологии с христианской. Эта связь тем более определенно усматривается, если мы сравним мифологию и христианство типологически, если примем последнее за своеобразную метафору именно потому, что речь идет об изобразительном искусстве.

Исследование деревянной скульптуры Мордовии

Эта работа была задумана как исследование деревянной скульптуры Мордовии, частично собранной в будущем музее народного искусства и зодчества. Мысль обратиться к ней подсказало изучение творчества С. Д. Эрьзи. Как известно, великий скульптор не просто был знаком с этим искусством, но и интуитивно, что свойственно большому таланту, учитывал его поэтику. Недавно на территории Поволжья, в местах, населенных мордовским народом, в границах нынешней Мордовии и за ее пределами, был сделан целый ряд интересных находок. Это были как предметы, созданные народными умельцами, так и произведения наивного реализма. Речь идет и о деревянных свадебных долбленых сундуках - парях, найденных и исследованных В. Н. Мартьяновым, о куклах, сочиненных Анной Морозовой из села Вечкусова Шатковского района Горьковской области, о куклах-марионетках И. В. Приказчикова (Саранск) и, наконец, о деревянной культовой скульптуре. Все эти предметы и произведения искусства предназначались как для внутреннего употребления (скажем, в селе), так и для рынка, Саранской ярмарки, например. Конечно, крупными заказчиками были и строящиеся города. Совершенно очевидно, что потребностями развития и были вызваны к жизни Арзамасская и Саранская живописные школы. А судьба их в общем-то была печальна, как и народных промыслов и ремесел. Лишь небольшое число памятников дошло до нас. Но найденные памятники народного искусства, на наш взгляд, сохранили в себе некоторые черты наивного искусства, его приемы, формы, способы обобщения. Черты нам более важные и выразительные. И в этом их познавательная и эстетическая ценность. А также одно из условий подлинно творческого использования для дальнейшего развития современных народных промыслов. В свое время ежегодные республиканские выставки самодеятельного искусства открывали все новые имена современных народных скульпторов, таких, как учитель Н. И. Мастин из Подлесной Тавлы Кочкуровского района, В. В. Иванов (Ардатов) и А. Ф. Никонов (Саранск).