Главная
Все статьи
Советы
Новости
Секреты
Практика
Помощь
Методы
Статьи
Планы
Полезное
Строительство
Основное
RSS-лента
Игра жизненных сил
Автор: admin | 20 февраля 2012 | Просмотров: 2096
Жизнь заявляет здесь о своем праве. Но это и не слепая безоглядная чувственность. Игра жизненных сил освещена духовностью, мысленным. Ясно читаемые пропорции, свободный бег линий, четко отграничивающих объемы, законченный в своей динамике силуэт - все подчинено идее одухотворенной жизни под эгидой деятельного отношения к жизни. Где же здесь евангельский образ уязвленного и смиренного тела, который до недавнего времени отпугивал ученых от изучения деревянной скульптуры? В пластике этой скульптуры, на наш взгляд, видны следы романского стиля. Это позволяет отнести скульптуру ко времени, когда в истории церкви и государства происходили значительные перемены. Не менее интересен в своей семантике и Ангел во облаках. Н. Н. Померанцев склонен относить это изображение к другому ряду. Но вот перед нами образ человека, деятельно и заинтересованно относящегося к тому, что он видит перед собой на земле. И тут те же мягкие линии юношеского овала лица, миловидного даже, несколько легкомысленная прическа, словно подчеркнутая строгими ритмами одежды! В этом произведении мы впервые встречаемся с изображением в пластике облаков. Они еще нам встретятся в скульптуре из с. Виндрей Торбеевского района. Интересно, что принцип изображения облаков и там и тут одинаков. Облака в этой скульптуре так же условны, как и изображение иконных горок в иконописи. Но здесь своя мера условности: облака возле ног ангела - это пухленькие своеобразные лепешки, круглые, в две ладони размером. Они накладываются друг на друга, создавая особое условное тело облака. На них видны следы росписи золотом Заметим в связи с облаками и их изображением, что, на наш взгляд, вся деревянная скульптура имеет свою определенную систему изображения, о которой наши исследователи пока еще не сказали своего слова. Такого, например, как Л. Жегин в книге Язык живописного произведения.
Роспись одежды
Автор: admin | 20 февраля 2012 | Просмотров: 2041
Оно явно исключает аскетизм как мировосприятие. Нас поражает мастерство, с каким скульптор сочетает арки плаща с ритмом всей одежды, то доводя это сочетание до драматической напряженности, то уравновешивая эти арки крупными объемами складок. В этом беспокойном движении чувства безвестный мастер передал ужас и трагедию матери. И благородное отношение к женщине-матери и воплощение чистоты и силы подлинно земного чувства вот что двигало резцом мастера. Утраченная роспись одежды и лица Богоматери обнажила реалистически-символическое содержание скульптуры. Это вот и есть тот самый волшебный реализм, который открыл В. М. Василенко в народном творчестве. Народное представление о сущем и должном в этой пластике. И само пластическое предстает как своеобразное мышление в объемах и формах. Пусть не всегда осознанное народным резчиком до конца. В такой же степени раскрылось символико-реалистическое содержание и в образах Жены-мироносицы и ангела во облаках. Всмотритесь, какой у Жены-мироносицы мягкий овал полного (а вовсе не аскетического, как того предписывают догмы религии), по-юношески свежего и непосредственного в своем чувстве лица. Свободно обрамляет голову прическа, и мы сразу вспоминаем положения древней русской эстетики. В ней красота человека всегда воспринимается не только как нечто физически совершенное, но и как нечто высоконравственное, одухотворенное (подчеркнуто нами.- Н. Ш.), величественное. Напомним, что в Повести о Петре и Февронии Муромских нашел свое полное выражение идеал строгой, в высшей степени одухотворенной, доброй и обаятельной красоты. Именно он является определенным мерилом эстетической сущности прекрасного в женщине. В образе Жены-мироносицы резчик подчеркивает спокойный ритм одежды и неожиданно ломает этот ритм взлетающими полами плаща, приоткрывающими ноги. Все исполнено жизни, трепета плоти. Никакого аскетизма.
Декоративность
Автор: admin | 18 февраля 2012 | Просмотров: 1970
Известнейший наш искусствовед, академик М. В. Алпатов, подчеркнул, что как народную поэзию, народную архитектуру, народ создает скульптуру для себя, для собственных надобностей (подчеркнуто нами.- Н. Ш.), сообразуясь, прежде всего, со своими собственными понятиями добра и красоты. Конечно же, не один церковно-богословский смысл, именно не один, - а народные представления о добре и красоте пробиваются сквозь символику культовой, церковной значимости. Напомним в связи с этим, что рядом с Богоматерью, точно так же вырезанная и, стало быть, в одном ряду эмоциональном с ней, стоит и Мария Магдалина, вторая фигура из предстоящих. Значительно более сложнее выразительные средства у других двух изображений - тоже Марии Магдалины и Богоматери, может быть, первой четверти XVIII века. Автор также сдержанно передает чувства матери у Богородицы. Ее руки сложены в условный, но так понятный жест (молитвенный, умоляющий, просящий одновременно). В этом жесте резчику удалось передать драматизм движения матери на помощь сыну и сдерживающее начало. Какая-то сила останавливает мать, и она замерла, вся подавшись вперед с таким характерным женским движением головой. Великолепны складки одежды. Они совершенно декоративны, но певучи и упруги, как арки храма, передают степень напряжения чувств и одновременно благородную их сдержанность. Это - свидетельство свободы духа, но не все покорности. Так неожиданно, в самом, казалось бы, каноническом образе прорвалось сквозь религиозную символику столь обыкновенное чувство, так пластически опоэтизированное. Это свидетельствует о высоком мастерстве скульптора из народа. Большая роль декоративности - симметричное построение взметнувшихся дуг одежды - тоже свидетельство преобладания па-родных представлений о пластике.
Чрево
Автор: admin | 18 февраля 2012 | Просмотров: 2164
Нам сразу вспоминается Збручский идол и некоторые другие изображения. У всех у них точно так же одна рука лежит на груди, другая на животе. Трудно сейчас строить предположения о том, что это означает - заимствование (оно почти исключено из-за разницы во времени) или же это одинаковое обозначение одинаковых смыслов на языке пластики. На наш взгляд, в данном случае жесты двух ичалковских изображений свидетельствуют о слиянии языческой символики с христианской. В частности, речь может идти о двух пониманиях человека. В христианском понимании чрево (утроба) - это прежде всего материнская утроба, в муках рожающая. А когда речь идет о Богородице, то и образ интимной сокровенности, символ милости и жалости. В то же время отчетливо видно, что в жестах этих нет ожидаемой благопристойности. И сразу вспоминаются традиции, идущие от средневековой двузначности (амбивалентности) жеста в народной смеховой культуре, от смехового или травестийного начала. Чрево - это низ, одновременно низвергающее и вновь возрождающее. Жестовой язык этот, конечно, был очень понятен и неграмотному. Таким образом, в этих жестах предстоящих, как нам представляется, речь идет не только о сердечной связи матери и ее детища, о великой миссии продолжения рода, но и о продолжении жизни, как непременном условии сохранения народа как единого целого. Не уязвленность, не самоотречение и тем более не всепрощение. Скульптура создана народным резчиком с тем, чтобы передать главную мысль, с тем, чтобы эта мысль уцелела в огромном символическом и часто ценностном мире. Это не значит, что народные резчики сплошь все были атеисты или стремились как-то противостоять церкви и ее догматам. Нет. Все куда сложнее. Они невольно вносили реалии в свои произведения, следуя простой необходимости создавать произведения, которые бы убеждали.