Петрушка

Его крючковатый нос и своеобразная моделировка губ свидетельствуют о том, что резчик, хотя и владел более сложными приемами пластической выразительности, нежели в предыдущих работах, но ограничился тем, что получилось. Петрушка - один из самых популярных героев кукольного театра. Он вечно проказничал, вступал в схватку то с цыганом, то с городовым, то с попом. Лихо дрался, озорным был на язык и издевался над мещанским здравым смыслом. Ему была чужда обывательская рассудительность и романтическая восторженность, он был немножко не от мира сего. Что это был персонаж, кровно связанный с народными представлениями о мире, говорит заключительная сцена: Петрушку утаскивало в преисподнюю Глотало. Это была кукла, сделанная из кадушки, диаметром сантиметров тридцать. Нарисованные глаза придавали Глотале устрашающий вид. Особенно страшно выглядела пасть, открывающаяся на резинках. Этой пастью Глотало и утаскивало Петрушку не куда-нибудь в кутузку, а именно в преисподнюю. В наказание за грехи. Этот эпизод явно связан с народной смеховой культурой и означает, что куклы служили своеобразной эстафетой, одним из звеньев передачи в будущее народного миропонимания. Петрушка попадал в эту переделку явно в угоду бдительным цензорам из полицейского управления и просто доброхотов, которых во все времена хватало. Зато до этого страшного момента Петрушка вытворял такое, что народ валом валил посмотреть на своего любимца. Когда же Глотало утаскивало храбреца, звучали слова о том, чтобы зрители не печалились, ибо Петрушка снова встанет и веселить вас станет. Естественно, что после Октября у Петрушки появились другие не менее страшные враги: это буржуи всех мастей (Петрушка-егоза, всем буржуям гроза), а потом и лодыри, и бракоделы, и иже с ними. Со временем Петрушка в кукольном театре и в сознании зрителей исчерпал свои задачи и сейчас мирно почивает за стеклянными витринами музеев, ожидая своего часа.


 (голосов: 0)