Сортировать новости по: дате новости | популярности | посещаемости | комментариям | алфавиту

Николай Иванович Мастин

Уже тогда - на самой первой выставке рядом с учителем выставили свои произведения и его ученики. А самого его нам представила с видимым удовольствием старший методист дома художественной самодеятельности Елена Замотана: А вот это и есть народный скульптор, учитель Николай Иванович Мастин. Его многофигурные композиции у ворот и Ярмарка, занявшие два стола, неудержимо влекли к себе. Сначала увлекал сюжет, словно подсмотренный в жизни. А потом постепенно проступали живые характеры персонажей сценок, жизненных и правдивых. Да и сами персонажи были удивительно знакомы. Точно мы их только что видели на улице и даже хорошо знаем. Представьте себе деревенскую улицу и тихий летний вечер, где-то у дома гармониста. А вот он и сам вышел со своим инструментом ко двору. Возле него уже две певуньи частушки рассыпали, с подтанцовочкой, платочки так и замелькали. А на скамеечке возле ворот сидят и строго вслушиваются две бабки. Возле одной из них внучек набирается ума-разума песенного. Каждый персонаж этой сценки вырезан с острой наблюдательностью, у каждого свой характер и свое отношение к происходящему. Это делает сценку живой. Важно отметить, что каждая фигурка вырезана с достаточной степенью реалистической условности. Это именно искусство, в котором подчеркнуто важное и опущено второстепенное. Мастеру нравятся его персонажи, и он с любовью рассказывает об их характерах. Точно так же живо сделана сценка Ярмарка. Непосредственно и заинтересованно рассказывает резчик о людях, собравшихся возле горшечника-гончара и мастера-балалаечника. Острый взгляд Мастина выхватил и остановил живой кусочек целой галереи характеров. Говоря о принципах своего творчества, мастер подчеркнул, что он не копирует ни соседей своих, ни вообще интересные пластически типы. Он перерабатывает увиденное в соответствии с его представлениями об определенной группе людей. Конечно, живя постоянно в деревне, Мастин передает главным образом именно деревенские характеры.

Ажурная обработка

Его последняя работа посвящена замечательному скульптору Степану Дмитриевичу Эрьзе. Никонов изобразил знаменитого маэстро возле одной из самых знаменитых его работ, возле Моисея. Этот жестковатый рельеф передает многое из того, что запечатлено фотографами по ту сторону Атлантического океана. Затем резчик решил украсить свой дом. Этой большой работой, которая, как он считает, должна иметь и методологическое значение, он и занимался последние годы. На республиканских выставках спорадически появляются интересные произведения из дерева, как, например, скульптуры из липы покойного Наумкина (Дубенский район). Всегда останавливали возле себя произведения В. В. Иванова из Ардатова. Это главным образом деревянная посуда. Мастер очень удачно использовал естественную фактуру дерева в декоративных целях. Пожалуй, главной особенностью манеры Иванова и было выявление фактуры дерева как своеобразной эстетической категории. Ажурная обработка его вместе с тем и помогает осмысливать новые декоративные особенности дерева. Изящна и содержательна форма деревянной посуды Иванова. В ней можно увидеть воочию творящий талант народа, его мастеров, передавших неведомым путем (может быть, через формы самоваров) представления о красоте и гармонии посуды. Сначала мы не обратили на это внимания - простое сходство двух слов. Но потом, увидев работы резчика, а точнее скульптора, совершенно своеобразные и очень достоверные фигурки из дерева, согласились, что это не просто совпадение. Перед нами действительно мастер. Из тех доподлинных мастеров, что и сами делают мир интереснее и обязательно рядом с собою подымают учеников. Таких, что и рядом идут и учителя обгоняют. И неизвестно, что больше любит такой мастер.

Рельефы

Пластическая одаренность народа, однако, в новых условиях имеет и другие возможности для своего выхода. Об этом говорят выставки самодеятельного искусства. На них в течение многих десятилетий внимание зрителей и специалистов привлекали работы резчика по дереву А. Ф. Никонова, уроженца Ичалковского района. Его отец в свое время был резчиком по дереву и работал по заказам: резал иконостасы. Он и сыну передал любовь к обработке дерева и приемы резьбы. А. Ф. Никонов выступал главным образом с работами, которые представляли собой известный парафраз либо живописного произведения, либо исторической фотографии. Он режет в дереве картину В. А. Серова В. И. Ленин в рабочем кабинете, потом переводит в дерево известную фотографию семьи Ульяновых и портрет Володи Ульянова в детстве. Кроме того, Никонов обращается и к национальным мотивам. Так, он режет рельефы Эрзянка и Мокшанка, отдает дань сказочным сюжетам Баба яга, Леший, бытовым темам - Мордовская свадьба. Эти произведения привлекают внимание высокой техникой исполнения и довольно значительной точностью передачи сюжета или внешних портретных черт. Рельефы его, выполненные профессионально, легко читаются и хорошо выражают избранную тему. Так, в Мордовской свадьбе Никонову удалось передать своеобразную атмосферу веселья, некоторые особенности быта и особенно костюмов. Резчику удаются и характеры персонажей, причем все это достигается именно пластическими средствами. Наиболее удачным оказался рельеф по картине В. А. Серова. Это произошло и потому, что в ней самой заложены богатые пластические возможности и потому, что проявились способности резчика. Но Никонов никак не переосмысливает материал, и он в. его произведениях выступает во всей своей первозданной красоте. Значительно реже, как уже отмечалось, Никонов выступает как самостоятельный резчик, оставаясь по манере исполнения все же точным и добросовестным исполнителем.

Декор домов

Один из них почти полностью сохранился. Видно даже рельефно вырезанное изображение его морды. Львы стоят в своеобразных полу нишах на переплетении из растительного орнамента своеобразной формы. В середине пятистенка тоже на кисти дата создания дома: 1924. Очевидно, мотив львов пришел сюда из какого-то заволжского села, где хозяин, должно быть, бывал на промысле. В селе Вечкусы также много интересного декора и в том числе с советской эмблематикой. Примечателен дом Князева с голубем мира на наличниках. В селе Лобаски сохранился интересный символ церковной эмблематики: у входа на кладбище на столбе парит ангел, в трубу возвещающий, согласно библейской легенде, судный день. Необходимо отметить, что церковники постарались, чтобы это изображение выглядело действительно как напоминание о каком-то дне икс, как сказали бы мы сегодня. В исполнении фигуры видна опытная рука: четко читается и труба, и список, и полет ангела. Хотелось бы провести параллель с ангелом Барлаха. Совершенно своеобразен декор домов в Кочкуровском районе. Там часто встречается мотив птицы, напоминающей плывущего лебедя. Но вот в селе Тягловка на доме Мазаркина мы увидели своеобразный синкретический образ: это что-то напоминающее птицу, но одновременно и конька, Предстоящие птицы-коньки вместе создают интересный узор стилизованного листа. Тот же мотив и в селе Кочкурово, только стилизация птиц зашла здесь значительно дальше, и остался лишь мотив плавной, изящно бегущей линии. Заключая этот по необходимости краткий обзор декоративной резьбы сел республики, мы должны еще раз сказать о. неиссякаемой тяге к творчеству, к декоративному украшению своего жилища, и жаль, что у нас в республике нет, по примеру других областей, специальной мастерской по изготовлению декоративных украшений.